Главные новости

«Формирующее оценивание как инструмент реализации индивидуальной образовательной траектории»

12 октября 2022 г. на базе МБОУ СОШ № 71 г. Пензы прошло первое занятие стажировочной площадки по теме «Формирующее оценивание как инструмент реализации индивидуальной образовательной траектории».

Проблема: в настоящее время существует ряд противоречий между практикой оценивания и требованиями ФГОС, что выражается в следующем:

- процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично;

- предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам, а оцениваются только предметные;

- развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (внеурочная деятельность), а оцениваются достижения ребенка только во время урока;

- цель оценивания ‒ развитие ребенка, но реально оценивание проводится с целью констатации факта его обученности.

Поэтому педагоги должны использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса. Такая система оценивания должна базироваться на совокупном использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного.

Об эффективном преподавании можно вести речь, когда в центре образовательного процесса находится активный и самоорганизующийся ученик. В таком случае учитель перестает быть «транслятором знаний» и занимает позиции фасилитатора, тьютора.

При таком подходе ученику, несомненно, необходим доступ к оцениванию. Это, в свою очередь, означает, что учителю необходимо:

     поделиться с учеником инструментами оценивания;

     раскрыть ему основания или критерии, по которым производится оценивание, предоставить возможность воспользоваться результатами оценивания.

За счет этого повышается мотивация самого учащегося к учению, освоению знаний.

Этот подход и соответствующий ему инструментарий называется «внутриклассное формирующее оценивание» или «оценивание для обучения».

В ходе занятия педагоги познакомились с особенностями формирующего оценивания, с необходимостью использования такого оценивания для развития личностных и метапредметных компетенций обучающихся.

На первом занятии стажировочной площадки педагоги познакомились с некоторыми инструментами формирующего оценивания: критериальными рубриками, матрицами понятий и сравнений, приёмами рефлексии «Билет на выход», «Темное место». Попробовали самостоятельно составить критериальные рубрики по двум темам: «Устройство и работа с микроскопом», «Лабораторная работа». Занятие прошло плодотворно, с пользой для дальнейшей работы.


Изображения