Главные новости

Конкурсные мероприятия просветительского проекта «Без срока давности»

В январе-феврале 2025 года пензенские школьники приняли участие в конкурсных мероприятиях просветительского проекта «Без срока давности», о важности которого Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин говорил на открытии Международного научно-практического форума «Без срока давности. Ключевая точка исторической памяти»: «Ваш востребованный научный, просветительский проект служит важной, благородной цели – сбережению нашей исторической памяти, патриотическому воспитанию молодёжи – и объединяет своей высокой миссией людей разных поколений, возрастов и профессий: представителей органов власти и общественных деятелей, экспертных кругов и средств массовой информации, учёных и архивистов, волонтёров и поисковиков».

В муниципальном этапе Международного конкурса сочинений «Без срока давности» приняли участие 66 победителей школьного этапа из 31 образовательной организации г. Пензы (№№ 1 (ОШИ), 4, 6, 7, 8, 11, 20, 26, 27, 28, 30, 32, 36, 37, 41, 42, 44, 47, 49, 53, 55, 60, 66, 67, 68, 69, 71, 75/62, 76, 77, 80). Выбрать лучшие работы было нелегко: все они отличаются глубиной мысли, проникнуты чувством неприятия нацизма и уверенностью в том, что преступления против человечества не имеют срока давности.

Общее мнение жюри о конкурсе и о сочинениях выразила председатель Кузнецова Нина Геннадьевна, доцент кафедры «Литература и методика преподавания литературы» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», кандидат филологических наук: «Есть события, над которыми время не властно: чем дальше в прошлое уходят они, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Подрастающее поколение должно помнить о ней; о своих сверстниках, которые были лишены детства и познали ужасы оккупации, холода и голода; о многочисленных жертвах и героях этой страшной войны; о тех, кто ковал Победу на фронтах и в тылу.

Конкурс сочинений «Без срока давности» нужен в наше время, прежде всего потому что символизирует стремление юных граждан к увековечиванию исторической памяти, уважение к прошлому и осознание преемственности поколений: ведь сегодня наши бойцы в зоне специальной военной операции ведут себя так же мужественно, как и их деды и прадеды. А еще данное мероприятие позволяет учащимся проявить свои творческие способности, развивать их.  Каждая работа, представленная на конкурс, по-своему интересна. В этом заслуга и самих ребят, и их наставников. Остановимся на сочинениях, которые члены жюри признали лучшими и решили направить на региональный этап.

Работа Бикташевой Виктории «Выжжено все дотла» привлекает неординарным подходом к раскрытию темы: автор представляет себя в роли экскурсовода, который проводит заочную экскурсию для своих одноклассников.  Юный экскурсовод рассказывает своим сверстникам о Мемориальном комплексе «Хатынь» – памятнике жертвам Беларуси: начинает осмотр с символического плетня («когда-то на этом месте начиналась деревня»); переходит к скульптуре «Непокоренный человек», в которой запечатлен единственный выживший – деревенский кузнец Иосиф с умершим на его руках внуком; показывает то страшное место, где были сожжены хатынцы – «Стену Скорби»... Виктория свой экскурсионный материал излагает очень эмоционально, тщательно подбирая нужные слова, чтобы ее слушатели погрузились в ту атмосферу и как бы увидели все своими глазами; напоминает о том, как это важно – никогда не забывать о тех, кто стал жертвой той страшной войны.  

Героиня рассказа Дубововой Ирины «Где ты, мама?» – четырнадцатилетняя девочка-подросток, которая оказалась одна с маленькой сестренкой на руках в блокадном Ленинграде: ее папа – на фронте, а мама, уехавшая в Ташкент в командировку еще в мае 1941 года, оказалась отрезанной от Ленинграда. Полине пришлось рано повзрослеть. Девочка пишет письмо маме, в котором изливает душу самому дорогому на земле человеку. Глубоким лиризмом проникнуты те строчки письма Полины, в которых она вспоминает мирное счастливое время, когда вся семья была вместе. «Мне так хочется снова увидеть чистое небо, услышать рядом ваш весёлый разговор с папой, снова кататься всем вместе на качелях в парке, печь дома наши любимые булочки с маком». Лирический тон повествования письма Полины сочетается с изображением суровой действительности военных лет, когда дети и подростки работали на заводах и фабриках, ухаживали в больницах за ранеными, голодали. Автор сочинения глубоко и проникновенно раскрывает тему утраченного детства: «Мамочка, мне скоро четырнадцать, а я как будто совсем взрослая. Представляешь, я даже нашла у себя несколько седых волос. А ещё мне кажется, что я уже никогда не смогу смеяться, как раньше!» 

В основе сочинения Ломизовой Златы «Дедушкина кукла» –  воспоминания дедушки автора данной работы, который в далеком страшном 1942 году был ребенком, находился в детской больнице оккупированного фашистами города и чудом избежал смерти (фашисты уничтожали маленьких ребятишек в газовой камере). В сочинении проникновенно и глубоко раскрывается сразу несколько тем: тема утраченного детства; тема мужества советского народа (медсестра спасает жизнь мальчику, рискуя собственной жизнью); тема памяти (внуки осознают, через какие страшные испытания проходили их деды и прадеды). Невзрачная, потрёпанная временем тряпочная кукла, которую много лет назад дала дедушке спасшая ему жизнь медсестра, заняла почётное место на роскошной елке в доме его внуков спустя много лет после окончания войны.

Полубаров Ярослав в своей работе «872 дня всеобъемлющего голода» рассказывает о том неизгладимом впечатлении, которое произвело на него знакомство с пожилым человеком, пережившим блокаду; его рассказ о страшном голоде, заставившем ленинградцев есть кошек, о нашествии крыс. Мальчик узнал от старика, что «после снятия блокады было принято решение доставить из Ярославской области дымчатых кошек», которые «оказались спасением для населения»; что в Эрмитаже «и сейчас коты являются официальными служащими, имея паспорта с фотографиями» как «самые надёжные специалисты по очистке музейных подвалов от грызунов». О том, что святая память о героизме ленинградцев жива, свидетельствует ежегодная акция «Свеча памяти» (о ней рассказывается в начале и в конце работы).

Сочинение Штырова Артура «Огненный марш: Победа под командованием Бахметьева» проникнуто мыслью о том, как это важно – знать, что в семье есть те, кто был вынужден столкнуться с войной лицом к лицу, достойно выдержал эту «встречу» и внес свою лепту в Великую Победу. Автор, вспоминая о прадедушке, участнике и герое Великой Отечественной войны, с гордостью сообщает: «Огненный марш экипажа огнемётного танка под командованием Бахметьева Петра Сергеевича стал не просто триумфом, но и всепобеждающей силой человеческого духа. За проявленное мужество и стойкость Бахметьев Петр Сергеевич награжден орденом Александра Невского».

Хотелось бы поблагодарить участников и их наставников за прекрасные работы, организаторов муниципального этапа за неравнодушие и труд, пожелать всем успехов и творческих побед, выразить надежду на то, что столь нужное дело будет продолжено».

 

Победители и призёры муниципального этапа

Международного конкурса сочинений «Без срока давности»:

Полубаров Ярослав (7 класс, МБОУ СОШ № 49),

Бикташева Виктория (8 класс, МБОУ СОШ № 68),

Дубовова Ирина (8 класс, МБОУ СОШ № 30),

Ломизова Злата (10 класс, МБОУ гимназия № 44),

Штыров Артур (10 класс, МБОУ СОШ № 69);

Гусева Милана (6 класс, МБОУ лингвистическая гимназия № 6),

Дёмина Елизавета (6 класс, МБОУ СОШ № 60),

Ермакова Анна (5 класс, МБОУ СОШ № 66),

ИвaшкинaТaтьянa (7 класс, МБОУ СОШ № 28),

Ларина Милана (6 класс, МБОУ гимназия № 44),

Макиенко Алена (7 класс, МБОУ СОШ № 20),

Рогачкова Дарина (5 класс, МБОУ СОШ № 11),

Сорокин Егор (6 класс, МБОУ ОШИ № 1),

Трофимова Елизавета (6 класс, МБОУ СОШ № 66),

Хнаева Арина (6 класс, МБОУ «Лицей № 55»),

Хрянина Анна (7 класс, МБОУ СОШ № 77),

Бушов Егор (8 класс, МБОУ СОШ № 7),

Десятникова Полина (8 класс, МБОУ СОШ № 69),

Дронова Анна (8 класс, МБОУ СОШ № 26),

Зинина Софья (8 класс, МБОУ СОШ № 32),

Карев Егор (8 класс, МБОУ СОШ № 49),

Костянкин Николай (9 класс, МБОУ ОШИ № 1),

Окунева Злата (8 класс, МБОУ СОШ № 60),

Рычагова Вероника (8 класс, МБОУ МГ № 4 «Ступени»),

Хвесько Вероника (8 класс, МБОУ СОШ № 67),

Васильева Арина (10 класс, МБОУ СОШ № 28),

Горшенина Маргарита (11 класс, МБОУ СОШ № 67),

Домкина Мирра (10 класс, МБОУ гимназия № 44),

Мартынова Анастасия (10 класс, МБОУ СОШ № 75/62),

Митекина Яна (11 класс, МБОУ СОШ № 20),

Шабаева Яна (11 класс, МБОУ СОШ № 71),

Юдина Маргарита (10 класс, МБОУ СОШ № 60).

 

Работы победителей муниципального этапа

заслужили самую высокую оценку и на региональном этапе:

призёрами признали

Полубарова Ярослава (7 класс, МБОУ СОШ № 49),

Бикташеву Викторию (8 класс, МБОУ СОШ № 68);

победителями стали

Дубовова Ирина (8 класс, МБОУ СОШ № 30);

Ломизова Злата (10 класс, МБОУ гимназия № 44).

Работы победителей направлены на федеральный этап конкурса.


Изображения