5 мая 2025 года – в преддверии Дня Победы в Великой Отечественной войне – прошел Фестиваль патриотических практик «Время помнить». Он собрал представителей 24 образовательных организаций г. Пензы: заместителей директоров по воспитательной работе, советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классных руководителей, учителей начальных классов, реализующих программу «Орлята России», педагогов-организаторов, руководителей школьных музеев, а также обучающихся – активных участников патриотических практик. Гостями фестиваля стали координаторы проекта «Навигаторы детства».
Вопросу сохранения исторической памяти уделяется сегодня особое значение. Передать правду о героических страницах истории нашей страны становится возможным через проведение патриотических практик. Нетворкинг «80 ступеней к Великой Победе» стал данью памяти подвигу нашего народа в той далекой, но близкой для каждого войне.
Своими идеями о том, что может стать ядром патриотической практики, к которому притянется и содержание, и формат организуемых мероприятий, поделились спикеры фестиваля. Басова Д.В., заместитель директора по воспитательной работе школы № 36 рассказала об успешной реализации практики «Класс Героя», посвященной истории «открытия» младшими школьниками имен пионеров-героев. Её кульминацией стало создание обучающимися тематических экспозиций в каждом классе школы. Повалихина О.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №19 поделилась с коллегами своими секретами организации успешной патриотической практики на примере «Военно-исторической игры «Ахунский рубеж»: когда история становится ближе». Бураева Ю.А., заместитель директора по воспитательной работе школы № 26 рассказала о том, как имя Героя Советского Союза В.С. Гризодубовой, которое носит школа, определяет систему её воспитательной работы и помогает организовать патриотические практики в духе ценностей и идеалов легендарной летчицы, истинного патриота и человека с высокой гражданской активностью. Своей инициативой – патриотической командной игрой-путешествием «Пенза: на страже Отечества своего», реализуемой при поддержке Научно-методического центра города Пензы, поделились в том числе и активисты-старшеклассники школы №11. Это их первый опыт участия в проведении мероприятия за пределами школы: игра-путешествие собрала 11 команд из 10 образовательных учреждений нашего города. Участники в течение 2,5 месяцев выполняли практические задания маршрутного листа по изучению памятников, посвященных героическим страницам истории нашего города и его жителей.
В рамках фестиваля прошло награждение педагогов и обучающихся - участников муниципальных проектов «Навигатор школьных музеев» и «Образовательные променады «История в историях о Пензе»». В текущем учебном году была представлена серия экскурсий, посвященных теме «Защита Отечества». В составе проектного офиса в 2024/25 учебном году работали 10 образовательных организаций. Более 60 школьников попробовали свои силы в качестве экскурсоводов во время экскурсионных сессий.
Вторая часть Фестиваля прошла в формате коворкинга. Были представлены 3 тематические локации для совместной работы педагогов. Внедрению технологии «тематической матрицы учебного года» была посвящена секция заместителей директоров и советников по воспитанию под руководством Тумпаровой А.Р., заместителя директора и Гусаровой Е.А., советника по воспитанию школы № 51. Команда школы № 60 разрабатывала матрицы проведения «музейных зарниц» совместно с руководителями школьных музеев. Новый взгляд на взаимодействие школьной библиотеки и школьного музея в реализации трека «Орленок – Хранитель исторической памяти» программы «Орлята России» представила Аксенова Е.В., классный руководитель, председатель методического объединения «Лингвист» школы №71. Результаты работы коворкинг-секций будут обобщены в формате методических рекомендаций и размещены на сайте Научно-методического центра.
Лучшие патриотические практики, представленные на Фестивале, войдут в сборник методических разработок «Эффективные практики-2025», готовящийся к публикации Научно-методическим центром города Пензы.
Благодарим за помощь в организации Фестиваля администрацию школы №11, а также Д.Э. Сайфутдинову, руководителя танцевальной студии «Рай» за оформление тематического пролога.